Церковная утварь на Руси

Известно, что в 988 году князь Владимир официально объявил православие государственной религией Киевской Руси. С этого момента наши предки стали жить другими ценностями. Если раньше они покланялись идолам, то теперь возносили молитвы истинному Богу. Поменялось внутреннее состояние славян, поменялись и внешние традиции народа. Это касается не только православных богослужений и обрядов, которые заполнили холодные сердца славян, но и подход к изготовлению различных предметов. Поскольку православие принято из Византии, то и данная традиция вошла в славянский мир. До настоящего времени сохранились древнерусские храмы, построенные в византийской традиции.

Вместе с византийской церковной архитектурой к нам пришла и византийская церковная утварь. У каждого есть возможность побывать в древних монастырях и посмотреть на великолепную греческую церковную утварь. Например, в трапезном храме (церковная утварь Киев) Успенской Лавры до сих пор наблюдаются оттенки греческой традиции.

Известно, что до пятнадцатого века Киевская митрополия была в юрисдикции Константинопольского Патриархата. К нам из Греции приезжали священники, церковные мастера и передавали свою культуру. Так было несколько первых столетий после общего крещения Руси. Но со временем обстоятельства поменялись. Славяне начали созидать свою собственную церковную культуру. Свидетельством такого поворота событий является факт реставрации Софийского собора киевскими мастерами. Этот собор был построен греческими строителями в одиннадцатом веке. В семнадцатом-восемнадцатом веках киевские строители перестроили его под стиль украинского барокко.

Древнейшим предметом церковной утвари считается настольная лампада. В древней Руси это слово произносилось как «ломпада». В богослужебных книгах значение данного слова означало большой переносной церковный подсвечник. Такой подсвечник несут в некоторых моментах православных богослужений перед священником. Также под словом лампада в древности и до нашего времени понимается определенный сосуд с елеем для огня. Символ огня в церковной традиции – это пламенная любовь человека к Богу, благодать Святого Духа. Лампады находятся в храме и в доме верующего человека. Их располагают в молитвенном уголке, на столе перед иконами, подвешивают к потолку. Именно из лампады начинают свое существование паникадила, хоросы.

Хоросы в давние времена имели вид деревянного колеса, которое при помощи цепей подвешивали к потолку. Поверх круга размещали патроны для свечей, или красивые светильники. Хорос, как и может иметь несколько ярусов. В средневековье хорос начали украшать персонажами из библейских историй. Он символизирует собой древо жизни.

После хоросов появились паникадила. Церковные паникадила выглядят более торжественно, у них больше ярусов и свечей. В центре паникадила находится шар. Он именуется «златое яблоко», что символизирует любовь Божью к людям.

На примере некоторых предметов церковной утвари мы увидели, каким образом происходит развитие славянской церковной утвари.

Автор: Василий Боровой

Известный блогер. Публикую статьи в различных интернет изданиях с 2007 года. Пишу на разные актуальные и интересные темы. Эксперт в сфере ведения блогов, информационных и новостных сайтов.

Полезная статья

Благовещение Богородицы. Проповедь

Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Сегодня сердце наше радуется и душа поет, потому …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *