Смирение – высшая христианская добродетель. Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Живя на земле, каждый православный христианин всегда задумывается над тем, как достичь вечного блаженства, какие добрые дела делать для этого и, самое главное, какие христианские добродетели приумножать в жизни, чтобы стать духовно совершенными и достойным райских обителей. Святые отцы и подвижники благочестия учат, что матерью всевозможных добрых дел, всякой добродетели есть смирение, ведь только смиренным духом подается благодать, удерживает нас в вере, добре, вдохновляет и помогает жить богоугодно. Преподобный Иоанн Лествичник описывает это следующими словами:

«Есть священная двоица: любовь и смирение: любовь возвышает человека (к небу), а смирение поддерживает возвышенных, и не дает им упасть».

Возникает вопрос: что же это за добродетель, что имеет такую большую духовную силу? Как утверждает митрополит Антоний Сурожский, говорить о смирении тяжело, ведь его не может понять тот, кто не смирился. Однако Священное Писание и учение святых отцов позволяют нам хоть немного понять эту высокую христианскую добродетель.

Очень часто смирением ошибочно понимают такое поведение, когда человек отвергает всякую похвалу в свой адрес, стараясь убедить, что она этого не стоит, или, когда человек отгоняет от себя все хорошие мысли, чтобы не возгордится.

По словам Антония Сурожского это неправильное понимание добродетели, ведь человек не должен отвергать все в своей жизни. От человека требуется измениться так, чтобы направить все свои мысли в сторону Спасителя: если Бог дал мне сказать или сделать то или иное доброе дело, я должен благодарить Его за это великое благодеяние, и в дальнейшем трудиться для распространения Слова Божьего между людьми.

Итак, смирение – это не только осознание своих грехов и милости Божией, это не просто понимание и ощущение того, что все дары – духовные и телесные – от Господа и Ему за это принадлежит хвала и благодарность. Смирение – это душевный мир: мир человека с Богом, мир с совестью, мир с другими людьми. Одновременно эта примиренность со всеми обстоятельствами жизни, это такое состояние человека, все, что с ней происходит, кротко принимает от руки Божией. Преподобный Иоанн Лествичник описывает высоту и совершенство этой христианской добродетели такими словами: «Есть только одна добродетель, которой не может следовать дьявол – это смирение».

Согласно учению святых отцов, смирение можно сравнить с землей. Посмотрим на землю: она лежит безмолвная, под открытым небом; Она без зазрения принимает и дождь и солнце, принимает отборное зерно и разнообразные отходы, которые мы выбрасываем из нашей жизни; в нее врезается плуг и глубоко ранит ее, но она и после этого остается, открыта и бессловесна, все принимает и из всего приносит плод. Так и смирение – это такое состояние души, которое кротко и безропотно готово принять все, что ей дано и со всего принести хорошие плоды.

Конечно, человек не должен на показ принимать, что ему дается, однако обязан постоянно трудиться для приумножения и распространения Слова Божьего.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что человек может понести любой подвиг, который положит на себя сам, ведь самолюбие и гордость перед собственным достоинством и своими возможностями даст ей на это энергию. А вот справиться с тем, что дает Господь, гораздо тяжелее ведь нужно склониться перед Божьей волей и склониться не пассивно, а так, чтобы получить благословение и смиренно нести свой подвиг, приумножая добрые дела. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Солнце освещает все видимое творение, а смирение утверждает все разумные действия. Где нет света, там все темное, а где нет смирения, там все наши дела напрасны ».

Все Божьи угодники в течение своей земной жизни стяжали смирение, чтобы быть достойными райских блаженств. Откроем страницу из жития святого Киприана Карфагенского. Он был из аристократической семьи, а, следовательно, имел большие возможности. Однако когда его приговорили к смертной казни, он не пытался откупиться от своего участия, а с кротостью и смирением принял Божью волю. И, кроме того, перед своей кончиной заплатил палачу за его работу, показав этим высоту своей смиренномудрия. Конечно, смирение святых – это глубокий вид этой духовной добродетели. Ведь она подкреплялась тем, что они видели своими духовными глазами красоту и святость Божию. Они не сравнивали ее с собой, но были на столько поражены этой красотой, что оставалось только одно: пасть ниц в священном страхе и любви и просто забыть о себе, растаять в этой красоте.

От нас никто не требует самых и самых тяжелых подвигов, нам нужно только в основании своей жизни поставить пример Спасителя. Он – Господь смирился, принял на себя образ раба и был покорен Отцу до самой крестной смерти, тем самым показав нам самый пример смирения.

Дорогие братья и сестры, всем нам, православным христианам, нужно подражать Христу и Его угодникам, для приумножения смирения в наших сердцах. А для этого в течение всей нашей жизни мы обязательно должны бороться с двумя злейшими врагами этой спасительной добродетели – гордостью и тщеславием, ведь гордый человек надеется только на собственные усилия, отвергает Божию, удаляется от своего Творца, а значит и не может приумножать смирение.

Человек поражен ный грехом тщеславия, полностью зависит от мнения и похвалы других людей и забывает о том, что главным Судьей является Бог. Такой человек стремится к похвалам, приумножения своего авторитета среди окружающих и тем самым закрывает свое сердце для смирения. Преподобный Иоанн Лествичник отрицает пользу человеческой славы такими словами:

«Многие люди получили спасение без озарения, без знамений и чудес; но без смирения никто не войдет в Царство Небесное». Даже все святые отцы говорили, что лучше видеть свои грехи, чем воскрешать мертвых.

Поэтому постараемся приумножать наши добрые дела, смиренно принимает все, что нам посылает Творец, приносить полезные плоды нашей христианской жизни, чтобы в будущем веке вместе со всеми святыми прославлять Бога в Троице славимого Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Предыдущая запись
С Рождеством Христовым
Следующая запись
Что значит – быть истинным христианином

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню