Но бедствия обители Преподобнаго и ея насельников стали, наконец, так велики, что преподобный удалился в Киево-Печерскую Лавру, а братия разошлась по разным местам. Но уединение его было непродолжительно. Через два года, по распоряжению Епархиальной власти, он, произведенный в архимандрита, получил в настоятельство обитель Каневскую, на правом берегу Днепра, почти против Переяслава.
Обитель Каневскую и окрестный край новый настоятель нашел опустошенными; жителей - в унынии и скорби. Преподобный с ревностию принялся за устройство обители и облегчение участи православных. «В терпении вашем стяжите души ваши, братье» - поучал он в гонимых и преследуемых. С сердечным печалованием ходатайствовал он за угнетенных пред гетманом Малороссии, умоляя его принять их под свое покровительство, крепко стоять за веру Православную.
Зборовский мир, казалось, несколько обязал врагов православия и давал повод к упованию на лучшее будущее... Но так только казалось... Преподобный видел однажды густыя облака, носившияся над обителью, и мрак, облегавший страну. «Недоброе знаменование», говорил он; «видно будет лютая скорбь на нас». И скорбь действительно постигла: это 1) страшный голод, -следствие опустошения страны в продолжении многих лет, - и 2) вновь возгоревшаяся страшная борьба православных с католиками-поляками, кончившаяся поражением защитников православия под Бересточем. Преподобный, насколько мог, облегчал тяжкую участь голодающих. На покупку хлеба и съестных припасов он иждил все имущество монастыря и свое, какое имел. Бедные видели в нем отца, скорбные - утешителя, гонимые - покровителя. Он стоял на свещнице и горел в эту ночь скорби и бедствий ярким светилом веры и добродетели. После несчастного сражения под Бересточем, злоба врагов разразилась с новою силой над православными. Киев был взят поляками и предан огню и мечу. Получивши известие об сем прискорбном событии, Преподобный велел братии своей обители постом, молитвою, покаянием во грехах и приобщением св. Тайн готовиться к скорбному дню судному, поучая всех крепко стоять за веру Православную, - до пожертвования, аще судит Господь, и самою жизнью. Предвиденный день судный не замедлил наступить. Поляки, а за ними татары, прошли вновь с огнем и мечем по городам и весям, населенным православными. Канев был взят и опусташен. Обитель Каневская долго отражала и отразила жестокия нападения поляков; но нахлынули полчища татарския и - стены обители пали; братия разбежалась и скрылась в местах потаенных. Настоятель, с немногими из братий, с святым крестом в руках, стоял против врагов. С злобою и яростию бросились нечестивые на святаго мужа и, требуя денег и сокровищ монастырских, подвергли его самым тяжким истязаниям. «Мое золото на небеси», говорил Преподобный мучителям; «здесь я его не закапывал, - ибо знал, что прийдут татие и разбойницы и расхитят оное, а имущество Церкви - в благодати и милости Господней!..». «Храните веру православную», завещал Преподобный окружавшим его православным, - «тецыте с терпением на предстоящий вам подвиг, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, твердо помня Его святое обетование: «идеже есмь Аз, ту и слуга мой будет. Аще терпим с . Ним, то и воцаримся с ним; аще отвержемся, и Той отвергнется нас». От такого дерзновения Преподобнаго мучители его распалялись большею и большею яростию: били Преподобнаго, истязали его и, наконец, усекнули его главу мечем. Последния слова Преподобно-мученика, сопровождавшия душу его к Отцу светов, были сии: «стопы моя направи на путь мирен к Тебе, Боже, в селения Твоя, зане сего желает душа моя». Блаженная кончина Преподобнаго последовала в 1653 году. Совершивши дело злобы и лукавства над Преподобным, мучители не пощадили и его св. Обители, - все предали огню и мечу. По удалении нечестивых, сошед¬шаяся на пепелище братия и христолюбивцы, под грудами камней и обгорелых остатков зданий, во множестве тел, мученически пострадавших, обрели и всечестное тело своего отца страстотерпца, совершенно не поврежденное, облаченное в мантию, с крестом в руках, - и честне, с горьким плачем, погребли оное под жертвенником полуобгорелой церкви Обители Каневской. Через немалое время, когда православные приступили к обновлению обители, тело Преподобного мученика обретено нетленным и открыто для всеобщаго благоговейнаго чествования. Прошло 35 лет со времени блаженной кончины страстотерпца, именно в 1688 году, Каневская Обитель подпала под власть униатов. Православные перенесли драгоценную святыню в г. Переяслав. До устройства Михайловского монастыря мощи Преподобномученика несколько времени пребывали в Воскресенской церкви; в 1713 году оныя торжественно были перенесены в новоотстроенный монасты Архангело-Михайловский; а по упразднении сего монастыря, 4 августа 1786 года, -в монастырь Вознесенский, в котором и почивают доселе.
Таково сказание о жизни и подвигах отца нашего и молитвенника Преподобномученика Макария. Бодрственно, как добрый воин Христов, шел Преподобный путем креста в след своего Владыки и водворился в небесных Его обителях, завещав, по воле Его, сокровище нетленных мощей своих, как храм Духа Святаго, во свидетельство непреложности обетования Господня: прославляющие Мя прославлю.
Комментарии и отзывы (0)