История Ветхого Завета содержит в себе много исторических фактов общения человека с Богом. В ветхозаветный период истинная вера в Бога сохранялась только в избранном израильском народе. Главной целью все событий было приготовление людей к пришествию Сына Божьего Господа Иисуса Христа.
В некоторых случаях израильтянам приходилось вступать в жестокую борьбу с язычниками, чтобы отстоять свою веру. Израильтяне осознавали, что только они являются единственными хранителями истинной веры в Бога.
До пророка Моисея все учение и традиции передавалось из уст в уста. После грехопадения у человечества еще не было письменности. Последовательность молитв и правила жертвоприношения родители передавали детям через личный пример.
По дороге к обетованной земле в пустыне Господь дарует пророку Моисею и еврейскому народу Декалог и заповеди относительно внешней и духовной жизни. Десять Заповедей были запечатлены на каменных скрижалях. Ветхозаветное Законодательство оберегало израильтян от не правильных религиозных мыслей и обрядов. Господь даровал Закон именно перед входом в Ханаанскую землю. Это стало защитным средством от вероятности восприятия ложных языческих учений.
Действие благодати в Ветхом Завете
Праотцы и Пророки имели непосредственное общение с Богом. Библия говорит, что пророк Моисей видел Бога “лицом к лицу”, но только “задняя”. То есть пророк мог лицезреть не Божественную Сущность, а благодать Божью, внешние проявления Бога, которые могут быть восприняты человеческим сознанием. Ветхозаветное общение с Творцом осуществлялось внешне и отдаленно. Человек не мог воспринять Божественную благодать внутрь своей души. Первородный грех являлся преградой. Благодать действовала извне, призывая ветхозаветных праведников к спасению.
Известно, что даже Пророки и Праведные Отцы Ветхого Завета отправлялись после смерти в шеол (новозаветное понятие ада). И так происходило через невозможность восприятия освящающей благодати. Действия освящающей благодати стали открытыми для человеческого естества в Новом Завете после Искупительной Жертвы Спасителя.
Отметим, что призывающая и освящающая благодать – это одна и также самая благодать, только в различных ее проявлениях. Собственно благодать суть действия Бога, любовь Божья, милосердие Божье относительно человеческого рода.