Православное учение о Боге Пресвятой Троице

У каждого человека в природе заложено чувство веры в Бога. Даже человек далекий от Церкви когда у него случается беда неосознанно восклицает: «О Боже».

Господь через Свой Промысел открыл человечеству всю полноту богопознания. Божественные истины открыты для нашего восприятия в той степени насколько мы способны своим человеческим разумом их осознать.

«Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его». Преп. Макарий Египетский

«Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, исполняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество». Преп. Симеон Новый Богослов

Кто есть Бог?

Бог есть Совершенство

Господь по Своей природе есть совершенным и беспредельным. Для Господа все возможно. Ни одна тварь в мире материально и духовном не приближается по своей природе к Богу. Для всех тварных существ истинная природа Бога является непостижимой. Но это не означает, что у нас нет возможности общаться с Богом. Совсем наоборот. Господь сотворил нас, чтобы мы с Ним общались и от этого общения получали блаженство и счастье.

Общение с Богом осуществляется через Его Божественную благодать. Господь, природой Своей действительно запредельный нашему миру, Он не смешивается с тварной субстанцией, но присутствует везде во Вселенной через Свои благие действия. Пророк Давид восклицает: «Куда убегу от Лица Твоего, Если Ты везде присутствуешь?» ( Пс. 138-й).

Бог есть Дух

По Своей природе Бог является духовным. То есть Он не материален. И даже ангелы у которых природа духовная по сравнению с Божественной природой тоже являются материальными существами.

Бог есть Любовь

В нашем понимании любовь — это свойство, черта характера, чувство и т.д. Мы привыкли воспринимать наши человеческие свойства, как нечто изменчивое. Например, сегодня у нас хорошее настроение, а завтра плохое. Мы можем любить человека, а потом, через некоторое время, выливать на него свою злобу и ненависть. Но когда мы говорим о Боге, то утверждаем, что Он является самой Любовь. Он и есть совершенная всецелая Любовь. Господь настолько любит нас, что вывел нас из небытия в бытие. Он сотворил мир и нас людей из ничего для того, чтобы мы были счастливы. Божественное Откровение подтверждает любовь Бога к своей твари. Господь настолько полюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного Господа Иисуса Христа на мучения и смерть.

Господь желает спасти каждую человеческую душу. Именно для этого Он иногда посылает в мир скорби и страдания, чтобы люди задумались над своей жизнью и покаялись. Собственно, в начале, когда Господь сотворил Адама и Еву в мире не было страданий и зла. Только после грехопадения прародителей, когда Адам и Ева преступили заповедь Божью, в мир вошли грех и все зло. После грехопадения страдания, болезни и смерть стали инструментами нашего вразумления.

Когда в жизни все хорошо, некоторые люди отдаляется от Бога. Думает, как хорошо отдохнуть на курорте, какую купить дорогую одежду, красивый автомобиль и т.д. В их жизни нет места для Бога. Душа таких людей погибает. Но что означает материальный мир по сравнению с вечностью. Это капля в море. Настоящая жизнь впереди после смерти. Именно поэтому Господь вразумляет таких людей скорбями. Это тоже самое как ребенок пытается сунуть пальцы в розетку. Любящий отец моментально ударит ребенка по руке, чтобы он остался жив. Также само нас всех любит Господь и каждому предоставляет возможность спасти душу для вечной жизни.

Бог есть Личность

Мы знаем, что Бог является совершенной Личностью. При этом Господь Триипостасный (слово ипостась с греческого языка означает личность). Другими словами, Божественная природа содержится в Трех Личностях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Именно поэтому мы обращаемся с молитвой к Богу. У нас есть возможность непосредственно входить в общение с Ним через таинство молитвы. Мы общаемся с Богом, как с родными родителями. Рассказываем Ему свои радости и печали. Делимся с Ним самыми сокровенными мыслями.

Иногда святые Отцы, когда говорили о Боге, то употребляли метод отрицаний. Таким образом они пытались объяснить Его Божественную природу. То есть они говорили о Нем в терминах апофатических, сначала утверждали, чем не является Божественная природа и потом делали соответствующие выводы. В учении Церкви этот метод духовного размышления называется апофатическим богословием. Его основали святые Отцы: Святой Иоанн Златоуст, Святой Григорий Богослов и Святой Василий Великий.

Например, Отцы сначала говорили, что Бог не материален, что Его нельзя видеть, что Он не познаваемый. Отсюда делался вывод, что Бог нематериален. Значит Его природа совершенна и духовная.

Существуют также другие свойства Бога, которые лишь в небольшой степени открывают великую тайну о Боге сокрытую даже от ближайших к Нему ангелов – херувимов и серафимов.

Откуда мы знаем, что Бог существует?

Многие люди спрашивают: «Почему я должен верить в Бога если Его не вижу?». В основном такие вопросы задают люди, которые воспитывались в атеистическом духе, или в семье далекой от религии. Обратите внимание, что неверие часто появляется в человеке не только от плохого антирелигиозного воспитания. Главная причина неверия — это личные грехи человека, которые становятся преградой к познанию Бога.

Вообще вопрос: «Существует ли Бог на самом деле» задавали себе древние философы и мудрецы. Этот вопрос возникал от духовной пустоты и нежелания воспринимать истинное учение.

Свою уверенность и веру в существование Бога мы основываем на Божественном Откровении. Господь открыл Себя через созданный мир. Все ученные согласны с тем, что в мире существуют определенные законы. Эти законы логичны. Только Совершенный Разум мог создать такой целостный мир, где все гармонично и целесообразно. Атеисты говорят, что все появилось само собой, придерживаются учения об атомном взрыве. Говорят, что был маленький атом, который в определенный промежуток времени взорвался. Потом появилась первая материя некая огненная туманность, которая начала в определенных участках собираться в объекты. Эти объекты получали определенные формы, некоторые из них остывали от высокой температуры. Таким образом появлялись планеты.

Эта научная теория, да и другие научные теории, свидетельствуют о процессе появления мира. Но даже если принимать эту точку зрения, то почему никто не говорит, откуда появился первый атом, первая туманность, или первая какая-либо субстанция, или существо?

Наука не в силе объяснить появление Вселенной. Ученные материалисты не дают четкого ответа, что или Кто является первопричиной всего созданного.

Необходимо знать, что большинство настоящих ученых были людьми верующими. Вот что говорит ученый Исаак Ньютон: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово».

Также более глубокие истины о Себе Господь предоставил всему человечеству через ветхозаветных пророков.

В книгах Ветхого Завета мы читаем как пророки и праведники общались с Богом. Как Господь охранял избранный израильский народ, чтобы сохранилась истинная вера на земле. Но наибольшую часть тайн о Себе Бог открыл Сам через Своего Сына Единородного Господа Иисуса Христа.

Божественный Учитель Сын Божий открыл нам, что Бог — это Троица Единосущная и Нераздельная.

Догмат о Пресвятой Троице

Говорить и размышлять о Боге — это своеобразное духовное святое созерцание и молитва. Господь Святой и Совершенный. Мы настолько грешны, что иногда теряем страх Божий. Размышлять о Боге значит стараться познать Его Личность и Любовь. А это возможно только для людей с чистой душой.

В Ветхом Завете люди даже в слух не произносили имени Божьего. Когда они хотели сказать, что-то о Боге, то преподносили свою ладонь к сердцу, или указывали на небо.

Учение о Пресвятой Троице открыл нам Господь Иисус Христос в Новом Завете.

Основные постулаты догмата о Пресвятой Троице.

  • Бог один, но Троичен в Лицах: Бог Отце, Бог Сын, Бог Дух Святой.
  • Бог Отец безначальный, Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца

Троичный догмат — это высшее богословие. Православное учение о Боге постигается только путем молитвы и духовного созерцания. Святые Отцы говорят, что когда речь заходит о Боге человеческий разум должен молчать.

Учение о Боге мы воспринимаем верой. А вера у нас появляется от слушания Слова Божьего и постоянной молитвы. Если мы желаем приблизиться к Богу, то должны постоянно очищать свою душу от грехов через Таинство исповеди и борьбу с собственными пороками, часто молиться и причащаться, читать Святое Евангелие.

В Предании Церкви сохранилась удивительная история из жизни блаженного Августина. Однажды блаженный Августин прогуливался на берегу моря и размышлял о Боге. Вдруг он увидел мальчика, который ракушкой черпал воду моря и выливал ее в небольшую ямку в песке. Блаженного Августина заинтересовало такое странное поведение мальчика, и он спросил, почему мальчик так делает. На что малыш ему ответил: «Я хочу перелить все море вот в эту ямку». Духоносный блаженный Августин усмехнулся и ответил: «Но это не возможно». Мальчик сказал: «Почему же ты тогда пытаешься своим умом исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?». В этот же миг мальчик исчез. Предание гласит, что мальчик — это ангел Господний, который по воле Божьей сделал наставление для блаженного Августина.

Праздники в честь Святой Троицы

В Православии существуют два основных праздника, посвященных почитанию Триединого Бога — это Пятидесятница, или Троица и Богоявление, или Крещение Господне.

Первый праздник напоминает нам событие в Сионской горнице, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков.

Третьего Лицо Святой Троицы Дух Святой является залогом святости и спасения. Святой Дух дарит нам спасающую и освящающую благодать.

Если говорить об участии Святой Троицы в деле нашего спасения, то православное богословие утверждает, что Бог Отец посылает в мир Сына Своего Единородного для спасения человеческого рода, который находился в бездне греха после грехопадения Адама и Евы. Сын Божий принимает наше естество и совершает спасение каждого человека через принятие человеческого естества и его исцеления в Себе. Сын Божий проходит все этапы нашей жизни до самой смерти, уничтожает смерть и ее причину — грех. Дух Святой дарит нам плоды спасительной Жертвы Христа. Святой Дух действует в Церкви, чтобы каждый благочестивый христианин шел путем спасения через стяжание благодати. То есть через духовные труды и подвиги.

Второй праздник вспоминает событие на реке Иордан, когда Христос принял крещение от Иоанна Крестителя. Дух Святой появился в виде голубя и раздавался голос Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой». Это событие стало основой для начала Таинства Крещения. Каждый христианин в Крещении будто окунается в иорданские воды и принимает в свою душу Христа. Таким образом мы становимся христианами и принадлежащими к Церкви Христовой.

Именно эти евангельские события частично показывают, насколько это возможно для нашего восприятия, явление Святой Троицы в нашем материальном мире. В праздник Крещения — это голос с Неба и голубь. В день Пятидесятницы — это пламенный языки.

Господь показал Себя в материальных символах, хотя Он совершенный не материальный Дух.

Православные иконы Пресвятой Троицы

Каноническая икона Пресвятой Троицы

Неканоническая икона Бог Троица

Посмотрите интересное видео профессора Осипова: Кто есть Бог?

Автор: Василий Боровой

Известный блогер. Публикую статьи в различных интернет изданиях с 2007 года. Пишу на разные актуальные и интересные темы. Эксперт в сфере ведения блогов, информационных и новостных сайтов.

Полезная статья

Что символизирует копие

В богослужении Православной Церкви Евхаристия занимает центральное место. Это Таинство совершается вовремя Божественной литургии. Священник …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *